Бабушкин дар унаследовала и моя тетя. Она любительница открывать для себя и осваивать новые виды рукоделия. Мне больше всего нравятся связанные ею пуловеры, джемперы… Ни в одном магазине таких не сыщешь! Склонность к подобному творчеству жила и во мне. Помнится, когда я перешла в новую школу, пришлось искать способы подружиться с одноклассниками. А поскольку многие девочки занимались в различных кружках в Доме пионеров (в мои школьные годы еще были такие), мне пришлось к ним присоединиться. И я стала (признаюсь, без особого энтузиазма) учиться шить мягкие игрушки. Ну а на следующий год уже выбрала кружок, который был по душе. Вязание спицами и крючком, столь популярное среди моих сверстниц, я сразу отмела — азам этого рукоделия меня в свое время обучила бабушка. Поделки из соломки не впечатляли… А вот незнакомое слово «фриволите» в расписании занятий в Доме пионеров сразу заинтриговало. С первого же занятия я поняла: даже используя самые подробные иллюстрации, по книгам научиться фриволите практически невозможно. Нужно хотя бы раз увидеть, как рождается это кружево. Хотя ничего особенно сложного в нем нет. В этой технике используется всего один узел, а для работы необходимы лишь специальный челнок, на который наматываются нитки, вязальный крючок, ножницы и схема плетения изделия. Так что при минимальных денежных затратах можно, пофантазировав, создать панно для домашнего декора, украшения к вечернему платью… Фриволите — французское название кружев. Где впервые появился этот вид рукоделия, доподлинно неизвестно. Считается, что это искусство пошло от древнего китайского узелкового плетения, однако оно было известно еще египтянам. В Европе фриволите получило распространение в XVIII веке: знатные дамы и господа украшали свои наряды кружевными воротниками, манжетами, жабо, накидками. Из-за простоты рабочих инструментов придать своей одежде нарядный вид смогли не только вельможи, но и простой люд. Ну а в Россию этот вид рукоделия пришел из Франции, отсюда и наше название такого кружевоплетения. Я не утратила интерес к этому виду рукоделия даже несмотря на то, что понадобилось немало терпения и усидчивости для того, чтобы научиться технике фриволите. Да и на работу уходила уйма времени, ибо из узелков вяжутся кольца и дуги, которые составляют один мотив или ряд — все зависит от задуманного узора. А поскольку в большинстве случаев изделия в технике фриволите состоят из множества мотивов, соединенных между собой, трудиться, к примеру, над салфеткой диаметром 30 см приходилось несколько недель. И даже когда завяжешь последний узелок, работа еще не закончена, ведь изделие предстоит накрахмалить и отутюжить, расправляя каждую дугу и кольцо. …Через три года я стала едва ли не асом в этом деле. Руководитель кружка Наталья Михайловна Хорошун приносила на занятия все новые схемы плетения салфеток и воротников, дамских сумочек и украшений. Мне непременно хотелось узнать, как будут выглядеть все эти вещи вживую, и потому я с нетерпением принималась за новую работу. Чего уж тут скрывать, мне очень нравилось заниматься столь редким рукоделием и слышать удивленные возгласы знакомых: «А как это делается?». Помню, однажды наш Дом пионеров должен был вместе с другими организациями детского творчества Минской области представить свои работы на столичной ярмарке. Возле Троицкого предместья поставили множество палаток, в них разместили стенды, столы с работами воспитанников кружков. Мальчишки и девчонки постарше стояли тут же и показывали посетителям ярмарки, как делается тот или иной предмет декора, отвечали на вопросы минчан и гостей столицы. Чего только там не было: разнообразные изделия из соломки, глины, мягкие игрушки, воротники и салфетки, связанные крючком, панно и гардины, выполненные в технике макраме… Лишь наш стенд с фриволите был диковинкой. Посетители ярмарки практически не задавали вопросов — просто восторженно наблюдали за тем, как мы, несколько девочек с Натальей Михайловной, плели кружева. Сейчас издано много пособий для начинающих, а во Всемирной паутине можно обнаружить немало мастер-классов, схем плетения различных изделий в технике фриволите. Так что научиться этому виду рукоделия не составит труда. Важно не забывать вот что: чем тоньше будут выбранные вами нитки, тем нежнее и ажурнее выйдет кружево. Челноки же для работы следует искать в универмагах столицы. Этот вид творчества дает широкий простор для возможности использовать кружева в современной жизни. К тому же это кружево можно прекрасно сочетать с вязанием крючком, спицами. Пояса, галстуки, серьги, браслеты, исполненные в технике фриволите, станут эксклюзивным дополнением к вечернему туалету любой красавицы. Вспомните, как пела лоточница в кинофильме «Гардемарины, вперед!»: Ленты, иголки, булавки, тесьма — Все, чтоб свести кавалера с ума. Кружева, шпильки, помады — Все, что любезнице надо. …А еще у меня есть мечта: сделать платье, используя сочетание элементов, связанных крючком и исполненных в технике фриволите. Пожалуй, у опытной мастерицы на изготовление этого наряда уйдет не меньше двух лет.
Старшина контрактной службы Анастасия Шингель, shingel@vayar.sml.by © Фото автора
|